Что посетить в Тарту за один день?

Из Риги в Тарту есть прямая дорога, которая пролегает через Валмиеру и Валку/Валгу. Так как мы по дороге в Тарту хотели посетить один музей, то мы сделали небольшой крюк через городок Отепя. Но мы не знали, что в тот день из Отепя в Тарту будет проходить веломарафон.

За это незнание мы поплатились 2 часами нашего времени. Выехав из дома в 8.00, мы должны были быть в Тарту уже в 11.00, а припарковались мы только в 13.00. Кстати с парковкой тоже были проблемы по причине марафона.

Посещение любого нового города я всегда начинаю с посещения инфоцентра. Туда мы и направились в первую очередь. Но так как я знала еще с прошлого раза стары город, то перед инфоцентром мы решили заскочить на Тартуский рынок и в магазин сладостей Kalev.

На рынок мы шли из-за свиньи. Хотелось еще посмотреть на сам рынок, так как он тоже одна из достопримечательностей города. Но я была разочарована. Рынок полностью отреставрирован, точнее отремонтирован, и о его истории напоминает лишь небольшая вывеска. Продают здесь обычные продукты, цена которых очень даже завышена, и никаких сувениров и прочего аутентичного добра.

Потом мы направились, уже в знакомый нам, магазин вкусностей и шоколадностей Kalev. Там очень обширный выбор и приятные цены.

Закупившись как моськи, мы направились на Ратушную площадь к инфоцентру.

Инфоцентр находится непосредственно в Ратуше, за знаменитым Тартуским фонтаном. К сожалению в этот день, не смотря на палящее солнце и жару, фонтан не работал.

В инфоцентре нас встретила очень приятная девушка, которая нам не только ответила на все наши вопросы посредством трех языков и жестов, но и надавала кучу полезной информации, и даже дала воспользоваться приватным туалетом нашему шилопопу. Очень обрадовала такая отзывчивость. Помимо полезной информации в инфоцентре можно купить различные сувениры.

Далее мы направились в Ботанический сад Тартуского университета.

Ботанический сад Тартуского университета

Когда-то я выучилась на ландшафтного дизайнера, и тогда напрочь заболела растениями, и теперь не могу пройти мимо любого кустика, а тут целый ботсад. Впервые в Тарту я побывала 5 лет назад, но в ботсад так и не попала, только облизнулась, проходя мимо, на пальму из цветочных горшков, в силу недостатка времени (эх, где его взять побольше?). И естественно, что в следующее мое путешествие в Тарту Ботанический сад стоял первый в списке.

Наверное все вы знаете, что Тарту считается студенческим городом, и это благодаря Тартускому университету. Поэтому, так или иначе, многие музеи Тарту имеют отношение к университету. Ботанический сад не стал исключением. Ботанический сад Тартуского университета был основан в 1803 году профессором Г. А. Германном. За это долгое время своего существования сад разросся до 3,5 га. Здесь, в ботсаду, постигают ботанику студенты. Ну и простые люди могут познакомиться с редкими растениями.

Войдя в сад, глаза начали разбегаться от яркости и буйства красок, хотелось рассматривать все и сразу, хотелось бежать сразу во все стороны. Но взяв себя в руки мы сначала пошли в главное здание с двумя оранжереями. Заплатив за вход, нам объяснили что и где мы можем посмотреть. Сначала мы направились в сад однодольных растений. Проще говоря, где есть много луковичных и клубневых, которые цветут весной и ранним летом, то-есть самое время цветения. Интересно, что в оранжерее растения расположены по принципу региона их происхождения.

Во второй оранжерее собраны пальмы, причем собраны по специальной системе - по линии их эволюции. Да, это не пальмочки в ДЕПО, масштабы поражают. Чувствуешь себя муравьем среди этих громадин.

На самом верху оранжереи, в отдельном помещении, собрана коллекция суккулентов (кактусы по нашему).

Подняться на второй этаж можно как по винтовой лестнице, так и на лифте.

Помимо растений в оранжереях можно встретить некоторых животных. В оранжерее с однодольными есть прудик с рыбками. В пальмовой живут черепахи, попугаи, палочник.

Ну и какой ботсад без парка? Парк шикарен! Тем более, если учесть, что он находится в центре города. Очень ухоженный, нет лишних зарослей, все тропинки ухожены, деревья и кустарники посажены в композиции.

Около растений просто невозможно не остановится, чтобы разглядывать их необычный вид.

Вдоволь насладившись природой мы пошли в Тартуский музей игрушек.

Тартуский музей игрушек

Самым лучшим музеем Тарту я считаю Тартуский музей игрушек. Он в принципе выделяется своей тематикой из всех музеев. Ну а если вы приехали в Тарту с ребенком, то просто грех не посетить именно этот музей. Музей находится в старом городе, недалеко (хотя там все везде недалеко) от Ботанического сада, на маленькой, уютной улочке Лутсу. Когда-то в здании музея располагалась школа для детей ремесленников. Потом долгое время это был обычный жилой дом. Пока в 1994 году тартуские власти не решают разместить в этом здании музей игрушек. В 2002 году помещения музея были полностью отремонтированы.

Самый большой плюс этого музея конечно его коллекция игрушек. Музей реально большой. И если осматривать его детально, то часа три на него надо выделить. Тем более в последние годы там появилась новинка - игровая комната. На нее нужен час как минимум. Но надо учитывать, закрывается она раньше музея, в 16.00.

Очень понравилось разнообразие игрушек и их качество. Практически все игрушки сделаны из высококачественного дерева.

Здесь найдутся игрушки как для девочек, так и для мальчиков.

Здесь же проводят различные мастерские. По наличию кухни, я так понимаю, что кулинарные мастерские здесь тоже проводят. Но это все по предварительной договоренности.

После того, как мы вдоволь наигрались, надо было идти осматривать музей. Мы там были во второй раз, но рассматривать эти игрушки одно удовольствие и в сотый раз. Коллекция музея насчитывает 6000 экземпляров. Для мальчишек будет интересная железная дорога. Если закинуть в автомат 50 центов, то можно несколько минут наблюдать как она работает.

Очень обширна коллекция советских игрушек. Сколько ностальгии она навивает. А папа наш с таким упоением рассказывал сыну с какими игрушками он играл в детстве, а о каких мог только мечтать.

Одна из моих любимых коллекций - это сувенирные куклы. Поражает разнообразие коллекции.

Есть коллекция кукольных домиков.

Мечта любой советской девченки - коллекция бумажных кукол со сменной одеждой.

Игрушки царского времени.

И это только малая часть всех кукол.

В дворовом домике музея открыли новую экспозицию - опасные игрушки. Правда там все на эстонском и английском. Сама я ничего не поняла, но потом расспросила кассира. Там расположены опасные для детей игрушки как по составу, так и в психологическом плане. Еще там можно посмотреть познавательный фильм, но тоже на эстонском или английском. А так там расположилась стена, на которой нарисованы игрушки, а в них сделаны дырочки с нишами, в которые можно просунуть руку и пощупать наполнители этих игрушек.

На втором этаже дворового домика расположилась временная выставка - игрушки из эстонских мультиков. Есть такие милахи там, что я загорелась посмотреть эстонские мультики. Только вот найти их нигде не могу.

Там же на втором этаже беспрерывно транслируются эти мульты, и при желании можно расположиться на удобном диванчике и посмотреть их.

Еще в музее есть двор, в котором деткам можно поиграть.

При музее есть небольшое кафе, в котором можно приобрести газировку и сладости. Отдохнуть можно как внутри, в этом мини-кафе, так и во дворике, пока дети играют.

На часах уже было 16.00 и нам захотелось пообедать. И мы пошли искать Пороховой погреб.

Пороховой погреб, или где можно отобедать

А где же отобедать в Тарту? Однозначно стоит посетить Tartu Pussirohukelder. Это ресторанчик в самом сердце старого города. Он по праву считается одним из символов города.

Пороховой погреб был построен в далеком 1767 году. Он расположился на склоне холма Тоомемяги, во рву, который отделял епископский замок и передний бастион. Для строительства погреба были использованы кирпичи от епископского городища и руин средневековой крепости Девы Марии. По прямому назначении погреб использовали до 1809 года. Потом погреб перешел в ведение Тартуского университета. Университет сначала сдавал помещение местному торговцу Шрамму, который использовал погреб для хранения бочек с пивом. А в 1869 году погреб перешел в собственность факультета математики и физики Тартуского университета, и использовался для изучения феноменов землетрясений и магнетизма. По окончании Второй Мировой войны погреб использовался как овощной склад. В 1960 году в погребе провели раскопки и решили реставрировать помещения, так как помещения были признаны годными для общественного пользования. С 1982 по 1999 год в помещениях погреба было популярное тартуское кафе. А уже в 2000 году здесь открылся ресторан Tartu Pussirohukelder, который и поныне находится здесь. Теперь вы понимаете, что этот ресторан стоит посетить не только из-за вкусной кухни, но и из-за его богатой истории.

А еще этот ресторан входит в Книгу рекордов Гиннеса как самый высокий паб в мире, 10,2 метра в высоту.

Как найти. В Тарту все очень компактно находится, но из-за холма Тоомемяги прям какой-то Бермудский треугольник получается. Мы стояли прямо рядом с рестораном, но по карте (тем более, что я фанат «живых» карт, и умею по ним ориентироваться) бегали еще полчаса в разные стороны, пока нам на пальцах не объяснили местные жители как найти этот ресторан. Объясняю теперь и вам. За основу берем Ратушную площадь города Тарту. Оттуда, как говорится, начинаются все дороги города. Подходим непосредственно к Ратуше, и обходим ее. За Ратушей есть красивый парк. Там любят отдохнуть местные жители.

Надо зайти в парк, немного углубиться, дойти до старинных пушек, и оттуда вы уже увидите как возвышаются высоченные стены погреба.

Вообще я поняла почему этот погреб построили именно здесь. Он же был объектом стратегической важности, и надо было, чтобы его было не просто найти. Вот там то, в этих «Бермудах», его и не найти. Сколько не крутись, пока носом не уткнешься, ни одна карта не поможет))) В прошлый раз, когда мы там были, мы погреб нашли вообще сверху, и чтобы не идти километры в обход, мы решили спуститься с холма. Вот это было приключение, и радость для изумленных зрителей))) как три колобка скатывались с горки)))

Внутри погреба очень атмосферно. Частенько проходят различные концерты.

Есть столики и на улице. Мы оба раза там были летом, в жару, но в прохладные помещения нам не хотелось, мы отлично сидели на улице, в тени холма и парковых деревьев.

В прошлый разя не помню, чтобы на улице была игровая зона для деток. Но у нас тогда и ребенка не было, поэтому было не актуально. Теперь же нам это актуально, поэтому да, там есть песочница, куча игрушек, гамак, и даже отдана старенькая машинка на растерзание детей.

Ну и самое главное – кухня. Цены среднестатистические.

Я уже шла туда зная, что хочу попробовать солянку в хлебном горшочке. Солянка просто высший пилотаж. Там и ложка стояла, и мяско, и огурчики, ммммммм...

В цену уже входила корзинка с хлебом – ржаной и багет с оливками.

И нас еще заинтересовало блюдо «Мульги пудер». Вроде ингредиенты самые простые – картофельное пюре, перловка, бекон, но очень интересно было попробовать как же «дружат» пюре с перловкой. Подавали это блюдо тоже в хлебных горшочках. Картофельное пюре было перемешано с небольшим количеством перловки. Я как нелюбитель перловки, могу сказать, что перловка совершенно не портила блюдо, а придавала изюминку ему. Вот с беконом возникли трудности перевода, так как в блюде был не бекон, а шкварки по нашему. Шкварки были пережарены с лучком, и политы сверху на пюре. И сверху немного сметанки. Однозначно советую попробовать это блюдо. Хотя не составит труда его приготовить и на своей кухне.

Заказывали мы еще блинчики с мороженым и клубничным вареньем. Тут мы остались не очень довольны, так как блинчики были немного пригорелыми. Но будем надеяться, что это просто на кухне что-то не задалось, и блинчики обычно здесь вкусные и румяные.

Если будете в Тарту, то можете смело включать этот ресторан в свой маршрут. Там есть на что посмотреть, и чем отобедать.

Поняв, что больше мы никуда не успеем, мы пошли гулять по городу. Я очень хотела снова посетить развалины Кафедрального собора. Туда мы и пошли. По дороге были два моста – Ангельский и Чертов.

Недалеко от развалин собора есть интересный памятник первому канцлеру Тартуского университета Йохану Скитте, в виде печати.

И сами развалины.

После мы направились в торговый центр Tasku. Там есть RIMI. Кстати, в эстонских RIMI действуют наши клиентские карточки.

И напоследок мы посетили Водный парк AURA.

Водный парк AURA

Последним местом для посещения в Тарту стал Водный парк AURA. Давно о нем слышали, но в прошлое посещение нам туда попасть не довелось. В этот раз мы не были ограничены во времени, поэтому решили оставить этот объект на вечер, так как работает парк до 22.00.

Прежде чем начну рассказ, отмечу, что Водный парк AURA дружит с Центром науки AXXAA, и если после посещения центра прийти в водный парк, и предъявить билеты из научного центра вы получите скидку 20% на посещение водного парка. Та же система действует наоборот.

Водный парк делится на три зоны - синяя - бассейн, желтая - бассейн + аквапарк, зеленая - бассейн + аквапарк + комплекс здоровья (бани). Даже при наличии 4 часов свободного времени мы решили, что на бани нас не хватит, и оказались правы. Нам с головой хватило одного аквапарка.

Раздевалки в водном парке очень просторные. Приятно удивили специальные креслица для малюток, и пеленашки.

В синей зоне расположен огромный бассейн, 50 на 25 метров.

В синей зоне мы не задержались, и сразу направились в аквапарк. Сразу скажу, что аквапарк Ливу в разы больше. Но здесь все уютно и компактно. В вечер воскресенья здесь было сравнительно мало народу, мы спокойно плавали в бассейнах, нигде не толкались, чтобы скатиться с труб или горок мы ни разу не стояли в очереди. Явно бываю здесь и "рыбные" дни, когда не протолкнуться, но мне сложно сказать когда такое бывает. Вообще мой совет посещать этот водный цент вечером, в последнюю очередь, именно из-за позднего закрытия, в сравнении с ранним закрытием музеев.

К чему это я? К тому, что большего количества разных атракций здесь больше и не надо, в смысле еще 15 труб, или 10 бассейнов.

Есть большой бассейн с различными направлениями струй для массажа. Есть водный баскетбол. На фото не запечатлелось, но есть каскад с очень сильным напором, и есть каскадная струйка с мелкими струйками.

Есть две джакузи.

Отдельно оборудована детская зона. Там бассейн глубиной 0.35 метра. Для развлечения детей есть пару напоров воды из дна, грибок с каскадом, качели и две горки.

Советую взять с собой свои надувные водные причиндалы. Пару-тройку нарукавников вы там найдете, но на большее не рассчитывайте.

На втором этаже аквапарка есть небольшое кафе. Там можно попить прохладительные напитки, или перекусить. Цены не высокие.

По вкусу едабельно. Мы брали куриные нагетсы, солянку, картошку фри и пасту карбонару. Солянка оказалась очень даже достойной. Фри как фри, испортить сложно. Нагетсы тоже ничего. Ну а паста, сами понимаете, не ресторан, но как макароны с сыром и ветчиной очень даже неплохие.

Если учесть, что ужинать нам хотелось, а искать общепит вне водно парка не очень хотелось, то мы остались довольны.

Кафе так же есть и в фойе водного парка.

Так же имеется детская комната. Если зайти в кафе в фойе, то ребенок может поиграть в игровой пока несут заказ.

Мы остались очень довольны аквапарком. Да, он не такой большой как наш Ливу, но этот очень уютный. С учетом небольшого количества людей, мы воспользовались всеми предложениями аквапарка, без всяких очередей, что несомненно явилось огромным плюсом. Именно поэтому нам и не надо было большого количества горок и труб. Импонирует, что в парке очень многое сделано для маленьких деток. Даже такие мелочи как кресла для малышей как в раздевалке, так и в зонах отдыха. Порадовало наличие кафе с приятными ценами, и приличным качеством. Прельщают приятные цены, и что цены рассчитаны на день, а не почасовая оплата. Однозначно мы заедем сюда еще, когда будем гостить в Тарту в следующий раз.

На посошок мы забежали еще и в Максиму напротив аквапарка. А в Максимах наши клиентские карточки не действуют, так что будьте внимательны со скидками для клиентов. Хотя всегда можно попросить карточку у других покупателей, что мы и сделали.

Тонкости перевода. Каждый раз приезжая в Эстонию, я понимаю, что не всегда тут можно спастись русским языком. А так как эстонского мы не знаем, то остается еще английский, которым я владею в купе с языком «на пальцах». Но из моих наблюдений в этой поездке, то информацию на продуктах можно было найти на эстонском и русском, а ни как у нас на трех прибалтийских языках. Ну а если не на русском, то на английском. Люди везде были отзывчивыми, и даже если мы не могли объяснится на словах, то в ход шли жесты. Но как правило выкручивались всеми знакомыми словами разных языков.

Как вы заметили, Тоха (3 года) везде с беговелом. Тарту вообще маленький город, а старый город  и того меньше. И самым оптимальным вариантом передвижения для нашего ребенка стал беговел. Отлично понимаю, что если бы не беговел, то полдороги мы бы Тоху точно на руках носили б.

Парковка. В выходные дни она практически везде бесплатная. Самый оптимальный вариант ставить машину около аквапарка или АХХАА. Мы ставили на улице Александри, что тоже недалеко от старого города. В торговом центре Tasku парковка бесплатная только первый час. Машину можно оставить в одном месте, и все остальное время передвигаться пешком, так как старый город очень компактный, и все можно обойти пешком.

Автор блога Маша Языкова

Активная и жизнерадостная Марисель! Люблю книги, рукоделить, Питер, плов, осень, путешествовать...

Люблю привнести в нашу семейную жизнь новшества. А как только нахожу что-то интересное, то испытываю непреодолимое желание поделиться этим с другими.